После победы националистов на Эбро у Франко появилась возможность выбора в направлении своего очередного удара. Варианты наступления на Мадрид или Валенсию были отвергнуты, т. к. республиканцы обладали в центральной части Испании крупными силами и успели неплохо укрепить свою оборону. Выбор был остановлен на Каталонии. Наступление франкистов, первоначально намеченное на 5(10) декабря, два раза переносилось из-за проливных дождей, и началось утром 23 декабря. Как всегда, с началом наступления интенсивно действовала авиация националистов, способствуя продвижению наземных войск. Республиканское командование уже не располагало достаточными силами для того, чтобы воспрепятствовать продвижению националистов. В течение двух недель противник занял территорию в 2 тысячи кв. км. 26 января 1939 г. пала Барселона, что послужило сигналом к массовому отступлению республиканских частей и причиной появления огромного числа беженцев, двинувшихся к французской границе. 8 —9 февраля войска Франко вышли к границе на всем ее протяжении. К этому моменту Испанию успели покинуть около 400 тысяч человек, в том числе президент Республики Мануэль Асанья и республиканское правительство во главе с Хуаном Негрином.
Сторонники генерала Франко располагали большим числом типов самолетов, что затрудняло их идентификацию. Кроме того, названия некоторых самолетов противника просто не были известны советским летчикам, например, «Мессершмитт-109», длительное время упоминался в отечественных документах как «моноплан». В первый период войны советские летчики, зная о существовании у противника двух типов основных истребителей — Не 51 и Fiat CR.32, не могли предположить, что немецкая техника может быть хуже итальянской, и поэтому более «сильный» «фиат», как правило, назывался «хейнкелем», а Не 51 именовался «фиатом». Спустя некоторое время ошибка была выявлена, и «фиат» (без указания индекса) стал самым распространенным в советских документах названием самолетов противника. Все тяжелые бомбардировщики националистов первоначально назывались «юнкерсом», а позже «хейнкелем» или Хе-111. Названия итальянских бомбардировщиков встречаются в документах нечасто. Легкие бомбардировщики, такие, как Не 45, Не 46, Не 70, Ромео-37, Бреге XIX, назывались разведчиками или легкими бомбардировщиками, либо «хейнкелями» и «фиатами». В целом же, как отмечалось выше, самым распространенным названием самолетов националистов был «фиат» (за ним следует «хейнкель», а позже — Me-109), и под этим названием мог подразумеваться практически любой самолет мятежников.
Очень часто в мемуарах и художественной литературе употребляются такие названия самолетов, как «чато», «моска» и т. д, В советских документах такие названия, за редкими исключениями, не использовались. Самолеты советского производства упоминались под своими обозначениями, правда без указания типов или модификаций. Иной раз в советских документах используются названия типа «скоростной моноплан» или «маневренный биплан», а также прозвища, которые более нигде не встречаются. Собственную систему обозначения советских самолетов использовали сторонники генерала Франко, в основе которой лежали названия компаний-производителей авиатехники. Исключение составило лишь название И-16, который, видимо, так досаждал националистам, что был быстро переименован из «боинга» в «рату» (крыса). Интересно, что в немногочисленных открытых советских публикациях вплоть до 1955 г. советские самолеты назывались в соответствии с системой обозначения франкистов — «кертисс», «боинг» и т. д., либо республиканцев — «чато», «моска».
Израиль является небольшим ближневосточным государством, окруженным враждебными соседями, которые стремятся уничтожить его с момента провозглашения, независимости 14 мая. 1948 года. Арабы считают Палестину своей -исконной территорией» и не признают решения Генеральной Ассамблеи. ООН, принятого 29 ноября 1947 года о воссоздании очага еврейской нации. Поэтому за 52 года существования еврейского государства произошли четыре крупные арабо-израильские войны (1948-1949, 1956, 1967, 1973) и несколько более, мелких (включая так называемую «Войну на истощение», операции «Литани» и «Мир для Галилеи»), а также тысячи отдельных столкновений. Важную роль во всех этих конфликтах сыграли израильские военно-воздушные силы (Хель Хаавир). Руководство Израиля буквально с первых дней существования предпринимало настойчивые усилия по созданию мощного воздушного компонента своих вооруженных сил. И если в мае 1948 года авиация была представлена всего двумя, десятками легких самолетов, не оснащенных никаким вооружением, то уже в начале 1949 года она насчитывала, более ста боевых самолетов (и это без примерно такого же количества вспомогательных). Весьма примечателен и тот факт, что изначально создатели ВВС исповедовали агрессивную тактику применения, даже первый вылет был на штурмовку колонны, вражеских войск.