На расцвеченном флагами летном поле Иркутского авиаспортклуба идут областные соревнования по парашютному спорту. Вместе с очередной группой спортсменов направляюсь на посадку в известный, кажется, всему свету самолет Ан-2. Короткий разбег, быстрый набор высоты, и вот парашютисты один за другим погружаются в упругие воздушные волны. А работяга «Антон», огибая разноцветные купола, возвращается за очередной десяткой парашютистов. Поистине неутомим этот самолет-труженик. Где только не увидишь его несколько старомодный силуэт: над тайгой и пустыней, над льдами Арктики и волнами Охотского моря, над полями Кубани, садами и виноградниками Молдавии. Через несколько дней, улетая из Иркутска в Братск, поднимаюсь по трапу в другой «Антон» — Ан-10. В его трех комфортабельных салонах почти 100 пассажиров. Четыре могучих турбовинтовых двигателя легко поднимают огромный самолет. Не успели осмотреться, а под крылом уже замкнутое стеной грандиозной плотины Братское море. Ведь скорость лайнера свыше 600 км/час. Дальше мой путь лежал в Красноярск. И снова на фюзеляже самолета вижу знакомую марку «Ан». На сей раз это был Ан-24, пятидесятиместный турбовинтовой самолет для линий средней протяженности. В течение одной недели мне довелось подниматься в воздух на трех разных самолетах конструкции О. К. Антонова.
Первая половина сороковых годов завершилась событием всемирно-исторического значения — военной, политической и экономической победой героического советского народа над врагами социалистической Родины. В напряженной кровопролитной борьбе были разгромлены самые оголтелые силы реакции — гитлеровская Германия, а затем и отборные войска империалистической Японии. Вдохновителем и организатором победы советского народа и его Вооруженных Сил была Коммунистическая партия — руководящая и направляющая сила советского общества. В разгром немецко-фашистских полчищ и японской Квантунской армии внес значительный вклад наш Воздушный флот. Работники авиапромышленности, ученые, конструкторы сделали максимум возможного, чтобы дать летчикам надежные и эффективные средства борьбы в воздухе. В напряженные годы войны было создано и освоено в серийном производстве 25 новых и модернизированных типов самолетов, много типов двигателей, различного бортового вооружения и оборудования.
Современный человек не представляет себе жизни без самолета. Запросто рисуют теперь мальчишки крылатые машины, как их предшественники рисовали коней. И все же в наш удивительнейший век космоса и атома, химии и электроники, лазеров и кибернетики самолет остается великим творением разума и рук человека. Жизнь А. С. Яковлева — пример юношам и девушкам, жаждущим покорять небо, как надо строить свою судьбу, как выбирать цель в жизни и достигать ее, как подчинять все свои стремления, надежды, поиски великому делу служения партии и народу. Еще в школе московский паренек увлекся авиамоделизмом, стал душой авиамодельного кружка, бегал на Ходынское поле и с замиранием сердца смотрел на самолеты. Уже тогда, в самом раннем периоде своей жизни, школьник, пионер думал о своем будущем, о цели жизни и четко определил будущее — строить самолеты. В книге «Рассказы авиаконструктора», которую так любит молодежь, он показал, как проходило становление характера юноши, решившего посвятить себя строительству авиации, какую помощь ему оказали комсомол, ленинская партия, ее Центральный Комитет. Идейность творца всегда и во всем определяет его жизнь и успехи. Но особо важное значение имеет идейность, партийность в творчестве конструктора.
Во второй половине 30-х годов советский народ под руководством Коммунистической партии успешно решил задачу технической реконструкции народного хозяйства. Новая Конституция СССР законодательно закрепила решающие успехи социализма в экономике и общественном строе страны, отразив основной факт всемирно-исторического значения — победу социализма в СССР. Советский Союз вступил в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Между тем международная обстановка была крайне напряженной. Агрессивные действия германского фашизма в Европе и японского империализма на Дальнем Востоке, провокационная политика правящих кругов США, Англии и Франции усилили для СССР угрозу войны. Состоявшийся в марте 1939 года XVIII съезд партии, утвердив третий пятилетний план развития народного хозяйства, указывал на необходимость соблюдать осторожность и не давать провокаторам войны втянуть в конфликт Советскую страну, всемерно укреплять боевую мощь Красной Армии и Военно-Морского Флота. В плане пятилетки предусматривалось ускоренное развитие оборонной промышленности, в том числе авиационной.