ХАРАКТЕР бедствия
- горения
- грунта (аэродрома)
- давления
- дефекта
Характер и максимально-допустимая величина дефектов.
- модификации
- отказа
- пятна
- ремонта
- течения ХАРАКТЕРИСТИКА
Определенное качество, свойство, особенность или способность механизма, оборудования или узла.
- (показанная на графике)
- (функция)
- антидетонационных свойств
Максимально-допустимое давление сжатия паров топлива в цилиндре (поршневого) двигателя, не вызывающее детонации.
- аэродинамическая
- бокового движения
- вибрационная
- влияния попадания воды на конструкцию самолета
- вольтамперная
- двигателя
- движения
- демпфирования вибрации
- переходная
- продольного движения
- процесса горения
- путевой устойчивости
- рабочая
- расхода (жидкости)
- расчетная
- сваливания (ЛА)
ХАРАКТЕРИСТИКА
- скоростная (дв.) Зависимость (удельной) тяги и удельного расхода топлива от скорости полета.
- срывная (ЛА)
- топлива
- тяговая (дв.)
- управления
- ускорения
- устойчивости
- факела (форсунки)
- холостого хода (без нагрузки)
- эксплуатационная
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- боевые (ЛА), летные
- взлетно-посадочные
- взлетные. Мокрый снег, лужи и лед могут отрицательно влиять на взлетные характеристики.
- взлетные
- винтомоторной группы
- внешние (ПД)
Характеристики, снимаемые при полностью открытом дросселе, с изменением нагрузки двигателя при стендовых испытаниях.
- высокие
- высокие летные
- высотно-скоростные
- высотные (самолета)
- высотные (дв.) Зависимость тяги, удельной тяги и удельного расхода топлива от высоты полета при постоянном числе оборотов и постоянной скорости полета.
- горизонтального полета
- двигателя
- двигателя, высотные
- дроссельные. Зависимость тяги (мощности) двигателя от оборотов, или расхода топлива.
- крейсерские
- летные Летные свойства ЛА, выраженные количественными величинами (напр., скорость, скороподъемность, потолок, дальность полета, нагрузки),
- летно-тактические (боевые)
- летне—технические
- летные. Данный раздел должен включать следующие параграфы:
- материала, прочности
- мощностные (дв.)
- набора высоты
- основные
- отработки
- планирования
- позволяющие эксплуатацию самолета с коротких аэродромов, взлетно-посадочные
- полета в зоне ожидания
- полета по маршруту (пара. РЛЭ)
- по наддуву (ПД) Характеристики, снимаемые при стендовых испытаниях, с изменением величины наддува.
- посадочные
- посадочные
- при коротком разбеге и пробеге, взлетно-посадочные
- процесса горения
- прочности материалов
- самолета, летные характеристики
- свойства ЛА, выраженные в количественных величинах.
- силовой установки, технические Особенности, касающиеся (напр.) конструкции ЛА. технического обслуживания
установившегося горизонтального полета чистого набора высоты
- эксплуатационные отрицательно влиять на летные X. снимать X. Заявитель может вручную регулировать работу двигателя по мощности (тяге) при съеме характеристик для проверки их соответствия расчетным.
устанавливать Х. Каждый двигатель должен пройти контрольные испытания для определения (установления) мощностных характеристик.
ХВОСТИК нервюры
Часть нервюры, находящаяся между задним лонжероном и задней кромкой аэродинамической поверхности.
ХВОСТОВИК анероида
- (инструмента: напильника, сверла и т.п.)
- вала
- вала, шлицевой
- лопатки (компрессора, турбины)
- полотна напильника
- привода
- резца (сверла)
- шестерни (цапфа)
ХИМЖИДКОСТЬ (для смыва унитаза)
ХЛАДОАГЕНТ
«ХЛАДОН» (Фреон 114 В)
ХЛОПОК (в карбюраторе)
«ХЛОПУН» (обшивки)
Выражение характеризующее небольшое вспучивание металлической обшивки между рядами заклепок. Это вспучивание может упруго прогибаться внутрь и наружу (подобно дну или стенке канистры).
ХОД
(величина перемещения)
- (движение)
- (процесс перемещения поршня, штока)
- (работа машины)
- (шаг винта)
Ход равен шагу при однозаходной резьбе.
- амортизатора (амортстойки) шасси (величина)
- амортизатора шасси (процесс)
- амортизатора шасси, большой
- анероида (расширение/сжатие)
- (качание) блока на амортизаторах, свободный
- винта
Осевой ход винта за один оборот.
- впуска (ПД)
Такт работы поршневого двигателя, в течение которого поршень движется вниз (от головки цилиндра), всасывая рабочую смесь в цилиндр.
- всасывания
- всасывания (ПД)
- выпуска (ПД)
Такт работы поршневого двигателя, в течение которого поршень движется вверх (к головке цилиндра), вытесняя отработанные газы из цилиндра.
- задний
- мертвый (люфт системы управления или пары шестерен
- насоса (плунжерного)
- неравномерный
- обратный (амортизатора шасси, величина)
- обратный (амортизатора шасси, процесс)
- обратный (при отсчете показаний)
- плавный
- полный
- поршня
Расстояние, проходимое поршнем ПД от верхней (ВМТ) до нижней (НМТ) мертовой точки.. Двигатели классифицируются по числу ходов-тактов.
- пружины
- прямой (амортизатора шасси, величина)
- прямой (амортизатора шасси, процесс)
- прямой (при отсчете показаний)
- рабочий (ПД) Такт работы ПД, в течение которого поршень движется вниз (от головки цилиндра) под воздействием воспламененной смеси.
- свободный
- свободный (блока) на амортизаторах
- сжатия (ПД)
Второй такт работы четырехтактного ПД, при котором поршень движется вверх, сжимая рабочую смесь в цилиндре. Клапаны впуска и выпуска закрыты.
- холостой (генератора, электродвигателя)
- холостой (двиг.)
- холостой (режим малого газа двиг.)
Работа двиг. на минимально-допустимых оборотах.
- штока (гидроусилителя, величина)
- штока (гидроусилителя, процесс)
- штока амортизатора шасси (величина/процесс)
в конце X. поршня перемена X.
по X. (о вращат. движении) при обратном X. амортизатора шасси
при прямом X. амортизатора шасси
продолжительность X. часового механизма против X. (о вращат. движении)
против X. (о линейном перемещении)
работа на холостом X. (двиг.)
поворачивать (проворачивать)
по X.
поворачивать (проворачивать)
против X.
работать на холостом X.
ХОЖДЕНИЕ (вождение ручки, штока)
- (напр., члена экипажа внутри самолета)
ХОЛОДИЛЬНИК
(буфета или кухни)
- (в гидросистеме для охлаждения гидросмеси)
- (напр., гироскопов и акселерометров)
- (системы охлаждения воздуха)
ХОЛСТ(ИНА) (текст, материал)
ХОМУТ (зажимной)
- амортстойки, нижний
- быстросъемный
- дюритовый
- (-) лирка
- поворотный (передней стойки шасси)
- поворотный (верхний, нижний)
- подвесной (эл. проводки)
- предохранительный (устанавливаемый на земле на штоки цилиндров уборки шасси)
- самозапирающийся
- стяжной
- швартовочного ремня (груза)
ХОМУТИК (крепления эл. жгута)
ХОНИНГОВАНИЕ
(притирка поверхности на оселке)
ХОРДА
(аэродинамического профиля)
- аэродинамическая
- геометрическая (профиля) Отрезок прямой, соединяющий две наиболее удаленные точки профиля.
- концевая (последняя от фюзеляжа)
- корневая (первая от фюзеляжа)
- крыла
- лопасти
- лопасти, средняя
- руля высоты
- сечение лопасти
- средняя (комбинации аэродинамических профилей) Напр., теоретическая хорда крыльев биплана.
- средняя аэродинамическая (САХ)
Хорда условно прямоугольного крыла, равновеликого по площади с реальным крылом данной формы в плане и имеющего (при равных углах атаки) одинаковые с данным крылом величину полной аэродинамической силы и положение центра давления (Рис. 132).
-.средняя геометрическая
Частное от деления площади крыла или поверхностей управления на их размах.
- стабилизатора
- у законцовки
- у корня
- центроплана
- элерона вдоль X. длина X.
ХОРДА
точка четвертей X. Точка на линии хорды, удаленная на расстояние равное четверти хорды от передней кромки.
ХРАНЕНИЕ
принимать на X. Оборудование принимается на хранение и выдается со склада кладовщиком.
снимать с X. (выдавать со склада)
ХРАНИТЬ
Хранить изделие в сухом, прохладном месте (помещении), защищенном от прямых солнечных лучей.
ХРАНИТЬ
Формуляр должен храниться в течение ... лет с момента внесения последней записи.
ХРАНЯЩИЙСЯ на складе (о деталях)
ХРАПОВИК
- коленчатого вала (ПД)
- стартера
включать X. стартера
выключать X. стартера
ХРАПЦЫ (спаренный крюк)
ХРОМИРОВАНИЕ (хромированный)
- Ан. Оке. (Ан. Оке. Хр.)
ХРОМПИК
(двухромовокислое капи)
ХРОНОМЕТР
(авиационный электронный) (ХАЭ)
ХРУ (хвостовое распределительное устройство, панель АЗС)
ХРУПКОСТЬ
ХУЖЕ: не X. (о характеристиках прибора, радиоустройства)
- горения
- грунта (аэродрома)
- давления
- дефекта
Характер и максимально-допустимая величина дефектов.
- модификации
- отказа
- пятна
- ремонта
- течения ХАРАКТЕРИСТИКА
Определенное качество, свойство, особенность или способность механизма, оборудования или узла.
- (показанная на графике)
- (функция)
- антидетонационных свойств
Максимально-допустимое давление сжатия паров топлива в цилиндре (поршневого) двигателя, не вызывающее детонации.
- аэродинамическая
- бокового движения
- вибрационная
- влияния попадания воды на конструкцию самолета
- вольтамперная
- двигателя
- движения
- демпфирования вибрации
- переходная
- продольного движения
- процесса горения
- путевой устойчивости
- рабочая
- расхода (жидкости)
- расчетная
- сваливания (ЛА)
ХАРАКТЕРИСТИКА
- скоростная (дв.) Зависимость (удельной) тяги и удельного расхода топлива от скорости полета.
- срывная (ЛА)
- топлива
- тяговая (дв.)
- управления
- ускорения
- устойчивости
- факела (форсунки)
- холостого хода (без нагрузки)
- эксплуатационная
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- боевые (ЛА), летные
- взлетно-посадочные
- взлетные. Мокрый снег, лужи и лед могут отрицательно влиять на взлетные характеристики.
- взлетные
- винтомоторной группы
- внешние (ПД)
Характеристики, снимаемые при полностью открытом дросселе, с изменением нагрузки двигателя при стендовых испытаниях.
- высокие
- высокие летные
- высотно-скоростные
- высотные (самолета)
- высотные (дв.) Зависимость тяги, удельной тяги и удельного расхода топлива от высоты полета при постоянном числе оборотов и постоянной скорости полета.
- горизонтального полета
- двигателя
- двигателя, высотные
- дроссельные. Зависимость тяги (мощности) двигателя от оборотов, или расхода топлива.
- крейсерские
- летные Летные свойства ЛА, выраженные количественными величинами (напр., скорость, скороподъемность, потолок, дальность полета, нагрузки),
- летно-тактические (боевые)
- летне—технические
- летные. Данный раздел должен включать следующие параграфы:
- материала, прочности
- мощностные (дв.)
- набора высоты
- основные
- отработки
- планирования
- позволяющие эксплуатацию самолета с коротких аэродромов, взлетно-посадочные
- полета в зоне ожидания
- полета по маршруту (пара. РЛЭ)
- по наддуву (ПД) Характеристики, снимаемые при стендовых испытаниях, с изменением величины наддува.
- посадочные
- посадочные
- при коротком разбеге и пробеге, взлетно-посадочные
- процесса горения
- прочности материалов
- самолета, летные характеристики
- свойства ЛА, выраженные в количественных величинах.
- силовой установки, технические Особенности, касающиеся (напр.) конструкции ЛА. технического обслуживания
установившегося горизонтального полета чистого набора высоты
- эксплуатационные отрицательно влиять на летные X. снимать X. Заявитель может вручную регулировать работу двигателя по мощности (тяге) при съеме характеристик для проверки их соответствия расчетным.
устанавливать Х. Каждый двигатель должен пройти контрольные испытания для определения (установления) мощностных характеристик.
ХВОСТИК нервюры
Часть нервюры, находящаяся между задним лонжероном и задней кромкой аэродинамической поверхности.
ХВОСТОВИК анероида
- (инструмента: напильника, сверла и т.п.)
- вала
- вала, шлицевой
- лопатки (компрессора, турбины)
- полотна напильника
- привода
- резца (сверла)
- шестерни (цапфа)
ХИМЖИДКОСТЬ (для смыва унитаза)
ХЛАДОАГЕНТ
«ХЛАДОН» (Фреон 114 В)
ХЛОПОК (в карбюраторе)
«ХЛОПУН» (обшивки)
Выражение характеризующее небольшое вспучивание металлической обшивки между рядами заклепок. Это вспучивание может упруго прогибаться внутрь и наружу (подобно дну или стенке канистры).
ХОД
(величина перемещения)
- (движение)
- (процесс перемещения поршня, штока)
- (работа машины)
- (шаг винта)
Ход равен шагу при однозаходной резьбе.
- амортизатора (амортстойки) шасси (величина)
- амортизатора шасси (процесс)
- амортизатора шасси, большой
- анероида (расширение/сжатие)
- (качание) блока на амортизаторах, свободный
- винта
Осевой ход винта за один оборот.
- впуска (ПД)
Такт работы поршневого двигателя, в течение которого поршень движется вниз (от головки цилиндра), всасывая рабочую смесь в цилиндр.
- всасывания
- всасывания (ПД)
- выпуска (ПД)
Такт работы поршневого двигателя, в течение которого поршень движется вверх (к головке цилиндра), вытесняя отработанные газы из цилиндра.
- задний
- мертвый (люфт системы управления или пары шестерен
- насоса (плунжерного)
- неравномерный
- обратный (амортизатора шасси, величина)
- обратный (амортизатора шасси, процесс)
- обратный (при отсчете показаний)
- плавный
- полный
- поршня
Расстояние, проходимое поршнем ПД от верхней (ВМТ) до нижней (НМТ) мертовой точки.. Двигатели классифицируются по числу ходов-тактов.
- пружины
- прямой (амортизатора шасси, величина)
- прямой (амортизатора шасси, процесс)
- прямой (при отсчете показаний)
- рабочий (ПД) Такт работы ПД, в течение которого поршень движется вниз (от головки цилиндра) под воздействием воспламененной смеси.
- свободный
- свободный (блока) на амортизаторах
- сжатия (ПД)
Второй такт работы четырехтактного ПД, при котором поршень движется вверх, сжимая рабочую смесь в цилиндре. Клапаны впуска и выпуска закрыты.
- холостой (генератора, электродвигателя)
- холостой (двиг.)
- холостой (режим малого газа двиг.)
Работа двиг. на минимально-допустимых оборотах.
- штока (гидроусилителя, величина)
- штока (гидроусилителя, процесс)
- штока амортизатора шасси (величина/процесс)
в конце X. поршня перемена X.
по X. (о вращат. движении) при обратном X. амортизатора шасси
при прямом X. амортизатора шасси
продолжительность X. часового механизма против X. (о вращат. движении)
против X. (о линейном перемещении)
работа на холостом X. (двиг.)
поворачивать (проворачивать)
по X.
поворачивать (проворачивать)
против X.
работать на холостом X.
ХОЖДЕНИЕ (вождение ручки, штока)
- (напр., члена экипажа внутри самолета)
ХОЛОДИЛЬНИК
(буфета или кухни)
- (в гидросистеме для охлаждения гидросмеси)
- (напр., гироскопов и акселерометров)
- (системы охлаждения воздуха)
ХОЛСТ(ИНА) (текст, материал)
ХОМУТ (зажимной)
- амортстойки, нижний
- быстросъемный
- дюритовый
- (-) лирка
- поворотный (передней стойки шасси)
- поворотный (верхний, нижний)
- подвесной (эл. проводки)
- предохранительный (устанавливаемый на земле на штоки цилиндров уборки шасси)
- самозапирающийся
- стяжной
- швартовочного ремня (груза)
ХОМУТИК (крепления эл. жгута)
ХОНИНГОВАНИЕ
(притирка поверхности на оселке)
ХОРДА
(аэродинамического профиля)
- аэродинамическая
- геометрическая (профиля) Отрезок прямой, соединяющий две наиболее удаленные точки профиля.
- концевая (последняя от фюзеляжа)
- корневая (первая от фюзеляжа)
- крыла
- лопасти
- лопасти, средняя
- руля высоты
- сечение лопасти
- средняя (комбинации аэродинамических профилей) Напр., теоретическая хорда крыльев биплана.
- средняя аэродинамическая (САХ)
Хорда условно прямоугольного крыла, равновеликого по площади с реальным крылом данной формы в плане и имеющего (при равных углах атаки) одинаковые с данным крылом величину полной аэродинамической силы и положение центра давления (Рис. 132).
-.средняя геометрическая
Частное от деления площади крыла или поверхностей управления на их размах.
- стабилизатора
- у законцовки
- у корня
- центроплана
- элерона вдоль X. длина X.
ХОРДА
точка четвертей X. Точка на линии хорды, удаленная на расстояние равное четверти хорды от передней кромки.
ХРАНЕНИЕ
принимать на X. Оборудование принимается на хранение и выдается со склада кладовщиком.
снимать с X. (выдавать со склада)
ХРАНИТЬ
Хранить изделие в сухом, прохладном месте (помещении), защищенном от прямых солнечных лучей.
ХРАНИТЬ
Формуляр должен храниться в течение ... лет с момента внесения последней записи.
ХРАНЯЩИЙСЯ на складе (о деталях)
ХРАПОВИК
- коленчатого вала (ПД)
- стартера
включать X. стартера
выключать X. стартера
ХРАПЦЫ (спаренный крюк)
ХРОМИРОВАНИЕ (хромированный)
- Ан. Оке. (Ан. Оке. Хр.)
ХРОМПИК
(двухромовокислое капи)
ХРОНОМЕТР
(авиационный электронный) (ХАЭ)
ХРУ (хвостовое распределительное устройство, панель АЗС)
ХРУПКОСТЬ
ХУЖЕ: не X. (о характеристиках прибора, радиоустройства)