В предвоенные годы Ижевский аэроклуб воспитал много отважных летчиков, девятнадцать из которых стали Героями Советского Союза. Хотелось бы рассказать об одном из тех, кто дал им путевку в небо, научил летному делу — о бывшем инструкторе аэроклуба Акиме Григорьевиче Ивайкине. Он выпустил пять групп пилотов. А когда грянула война, ушел на фронт в составе нашего 695-го бомбардировочного авиаполка, где были и его ученики — летчики Павел Синяков, Серафим Фадеев, Григорий Пантиков, Пазел Дворянкин, Александр Харитошкин. Обладая инструкторскими навыками, Ивайкин быстрее других освоил полеты ночью, и его назначили командиром звена. Боевые действия полк начал в небе Подмосковья. Экипажи наносили удары по скоплению живой силы и боевой техники противника, вели воздушную разведку, доставляли нашим войскам, прорвавшимся в тыл врага, боеприпасы и горючее, оказывали помощь партизанам. И всегда высокое летное мастерство и мужество проявлял бывший инструктор аэроклуба.
...В июле 1942 года в тяжелом положении оказались войска 39-й армии Калининского фронта. Находясь в окружению в районе города Белый, они продолжали борьбу с превосходящими силами противника в трудных условиях. Наш полк вместе с другими частями 3-й воздушной армии вел активные боевые действия по оказанию им помощи с воздуха. 13 июля из штаба пришел приказ — трем экипажам под командованием Ивайкина десантировать в расположение 39-й армии, на площадку южнее села Тишина работников штаба с радиостанциями. Сложный намечался полет. Необходимо было произвести посадку недалеко от наступавших немецких войск. Накануне с аналогичной задачей вылетал командир звена лейтенант П. Большев, но с боевого задания не вернулся. Ивайкин первым по условным знакам обнаружил в заданном районе площадку. Сходу произвели посадку и немедленно замаскировали самолеты в кустах. Весь день вели наблюдение, а в обратный путь взлетели лишь глубокой ночью уже под огнем врага.
...В наступательной операции в августе 1942 года наш полк бомбил противника в районах Ржева и Новодугина. Особенно отличились в этих боях экипажи Ивайкина и Б. Микоза. Они же одними из первых проложили и маршруты к партизанам Белоруссии. В конце ноября восточнее Невеля немцы окружили крупные силы народных мстителей. Боеприпасы у партизан были на исходе. Экипажам А. Харитошкина, П. Синякова под командованием Ивайкина было приказано ночью доставить им оружие и боеприпасы. Полет проходил в сложных метеорологических условиях. Нелегко было на безориентирной местности отыскать партизанскую площадку ограниченных размеров. Только отличная подготовка по технике пилотирования и самолетовождению смогла обеспечить экипажам выход в заданную точку маршрута. Костры обнаружили вдоль дороги и произвели посадку. Наша помощь оказалась своевременной: утром партизаны прорвали вражеское кольцо и вышли из окружения.
В ноябре 1942 года несколько экипажей — А. Харитош-кина, П. Синякова, Р. Музалева, П. Дворянкина, Г. Пантикова — под командованием заместителя командира эскадрильи Ивайкина доставили оружие, боеприпасы, медикаменты на подготовленную партизанами площадку у деревни Глоты (40 км севернее Полоцка). Обратными рейсами вывозили раненых. Особенно трудно было преодолевать средства ПВО противника, прорываться сквозь ослепительные лучи прожекторов и огонь зениток, уклоняться от атак ночных истребителей. Каждый экипаж группы выполнил 12 успешных боевых вылетов. Опыт научил летчиков сочетать риск и отвагу с осторожностью, предусмотрительностью. Мы каждую ночь меняли маршруты полета.
Самые опытные экипажи выполняли ответственные задания на выброску разведывательных групп в тыл противника. Это были очень сложные полеты ночью на предельную дальность. Вылетая в глубокий тыл врага, мы не знали, с какой погодой встретимся на маршруте и в районе выброски парашютистов. Ведь заданная «точка» никем и ничем не обозначалась, и отыскать ее оказывалось' не просто. Экипажу представлялась полная самостоятельность. Настойчиво преодолевая все трудности в полете, экипажи В. Манкевича, Г. Музалева, Ивайкина сбрасывали разведчиков точно и скрытно от врага.
Летом 1943 года наш полк участвовал в боях на Курской дуге в составе 16-й ВА Центрального фронта. Опытному летчику Ивайкину поручалось выполнение полетов в качестве командира экипажа наведения, освещения цели и для ночного фотографирования опорных пунктов врага, переправ и аэродромов. И здесь, на огненной дуге, вдали от родного Ижевска Акиму Григорьевичу посчастливилось встретиться с земляками. Да не с кем-нибудь — с любимым аэроклубовским учеником Леней Рыковым. Замечательный был парень и летал отлично. А служили они, как оказалось, в соседних полках. Как же радовался Ивайкин, когда позже узнал, что Л. Рыкову за проявленные в боях отвагу и героизм присвоили звание Героя Советского Союза! Вскоре после Курской битвы Ивайкин переучился на штурмовик Ил-2 и был назначен заместителем командира эскадрильи 59-го гвардейского ШАП. Участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Польши и в битве за Берлин.
В июне 1944 года началось наступление советских войск в Белоруссии. Во время налета на железнодорожный узел Барановичи Ивайкин поджег вражеский эшелон с войсками и боевой техникой. Уже как командир эскадрильи, он водил группы грозных «илов» на штурмовку вражеских войск, окруженных западнее Бреста. Еще на окраине города шли ожесточенные бои, а отважный летчик с группой штурмовиков произвел посадку на брестский аэродром. На польской земле, в районе Черно-струга, бывший инструктор взорвал склад боеприпасов, отличился и в боях на подступах к Варшаве.
В битве за Берлин эскадрилья Ивайкина громила врага на Зееловских высотах, берегах Шпрее, у рейхстага. Последние боевые вылеты он произвел в район окруженной группировки фашистов на Эльбе, севернее Магдебурга.
Воля к победе, смелость, летное и тактическое мастерство помогали капитану с честью выходить из многих критических ситуаций, выполнять самые опасные боевые задания, сохраняя экипаж и самолет. Отважный комэск был награжден многими орденами и медалями. После увольнения из армии Аким Григорьевич Ивайкин длительное время работал в Аэрофлоте. Тысячи часов проведены им во фронтовом и мирном небе. Десятки пилотов, которым он открыл дорогу в большую авиацию, с благодарностью вспоминают о своем наставнике. Теперь ветеран войны и труда живет в Кривом Роге и активно участвует в героико-патриотическом воспитании молодежи.
...В июле 1942 года в тяжелом положении оказались войска 39-й армии Калининского фронта. Находясь в окружению в районе города Белый, они продолжали борьбу с превосходящими силами противника в трудных условиях. Наш полк вместе с другими частями 3-й воздушной армии вел активные боевые действия по оказанию им помощи с воздуха. 13 июля из штаба пришел приказ — трем экипажам под командованием Ивайкина десантировать в расположение 39-й армии, на площадку южнее села Тишина работников штаба с радиостанциями. Сложный намечался полет. Необходимо было произвести посадку недалеко от наступавших немецких войск. Накануне с аналогичной задачей вылетал командир звена лейтенант П. Большев, но с боевого задания не вернулся. Ивайкин первым по условным знакам обнаружил в заданном районе площадку. Сходу произвели посадку и немедленно замаскировали самолеты в кустах. Весь день вели наблюдение, а в обратный путь взлетели лишь глубокой ночью уже под огнем врага.
...В наступательной операции в августе 1942 года наш полк бомбил противника в районах Ржева и Новодугина. Особенно отличились в этих боях экипажи Ивайкина и Б. Микоза. Они же одними из первых проложили и маршруты к партизанам Белоруссии. В конце ноября восточнее Невеля немцы окружили крупные силы народных мстителей. Боеприпасы у партизан были на исходе. Экипажам А. Харитошкина, П. Синякова под командованием Ивайкина было приказано ночью доставить им оружие и боеприпасы. Полет проходил в сложных метеорологических условиях. Нелегко было на безориентирной местности отыскать партизанскую площадку ограниченных размеров. Только отличная подготовка по технике пилотирования и самолетовождению смогла обеспечить экипажам выход в заданную точку маршрута. Костры обнаружили вдоль дороги и произвели посадку. Наша помощь оказалась своевременной: утром партизаны прорвали вражеское кольцо и вышли из окружения.
В ноябре 1942 года несколько экипажей — А. Харитош-кина, П. Синякова, Р. Музалева, П. Дворянкина, Г. Пантикова — под командованием заместителя командира эскадрильи Ивайкина доставили оружие, боеприпасы, медикаменты на подготовленную партизанами площадку у деревни Глоты (40 км севернее Полоцка). Обратными рейсами вывозили раненых. Особенно трудно было преодолевать средства ПВО противника, прорываться сквозь ослепительные лучи прожекторов и огонь зениток, уклоняться от атак ночных истребителей. Каждый экипаж группы выполнил 12 успешных боевых вылетов. Опыт научил летчиков сочетать риск и отвагу с осторожностью, предусмотрительностью. Мы каждую ночь меняли маршруты полета.
Самые опытные экипажи выполняли ответственные задания на выброску разведывательных групп в тыл противника. Это были очень сложные полеты ночью на предельную дальность. Вылетая в глубокий тыл врага, мы не знали, с какой погодой встретимся на маршруте и в районе выброски парашютистов. Ведь заданная «точка» никем и ничем не обозначалась, и отыскать ее оказывалось' не просто. Экипажу представлялась полная самостоятельность. Настойчиво преодолевая все трудности в полете, экипажи В. Манкевича, Г. Музалева, Ивайкина сбрасывали разведчиков точно и скрытно от врага.
Летом 1943 года наш полк участвовал в боях на Курской дуге в составе 16-й ВА Центрального фронта. Опытному летчику Ивайкину поручалось выполнение полетов в качестве командира экипажа наведения, освещения цели и для ночного фотографирования опорных пунктов врага, переправ и аэродромов. И здесь, на огненной дуге, вдали от родного Ижевска Акиму Григорьевичу посчастливилось встретиться с земляками. Да не с кем-нибудь — с любимым аэроклубовским учеником Леней Рыковым. Замечательный был парень и летал отлично. А служили они, как оказалось, в соседних полках. Как же радовался Ивайкин, когда позже узнал, что Л. Рыкову за проявленные в боях отвагу и героизм присвоили звание Героя Советского Союза! Вскоре после Курской битвы Ивайкин переучился на штурмовик Ил-2 и был назначен заместителем командира эскадрильи 59-го гвардейского ШАП. Участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Польши и в битве за Берлин.
В июне 1944 года началось наступление советских войск в Белоруссии. Во время налета на железнодорожный узел Барановичи Ивайкин поджег вражеский эшелон с войсками и боевой техникой. Уже как командир эскадрильи, он водил группы грозных «илов» на штурмовку вражеских войск, окруженных западнее Бреста. Еще на окраине города шли ожесточенные бои, а отважный летчик с группой штурмовиков произвел посадку на брестский аэродром. На польской земле, в районе Черно-струга, бывший инструктор взорвал склад боеприпасов, отличился и в боях на подступах к Варшаве.
В битве за Берлин эскадрилья Ивайкина громила врага на Зееловских высотах, берегах Шпрее, у рейхстага. Последние боевые вылеты он произвел в район окруженной группировки фашистов на Эльбе, севернее Магдебурга.
Воля к победе, смелость, летное и тактическое мастерство помогали капитану с честью выходить из многих критических ситуаций, выполнять самые опасные боевые задания, сохраняя экипаж и самолет. Отважный комэск был награжден многими орденами и медалями. После увольнения из армии Аким Григорьевич Ивайкин длительное время работал в Аэрофлоте. Тысячи часов проведены им во фронтовом и мирном небе. Десятки пилотов, которым он открыл дорогу в большую авиацию, с благодарностью вспоминают о своем наставнике. Теперь ветеран войны и труда живет в Кривом Роге и активно участвует в героико-патриотическом воспитании молодежи.