Сторонники генерала Франко располагали большим числом типов самолетов, что затрудняло их идентификацию. Кроме того, названия некоторых самолетов противника просто не были известны советским летчикам, например, «Мессершмитт-109», длительное время упоминался в отечественных документах как «моноплан». В первый период войны советские летчики, зная о существовании у противника двух типов основных истребителей — Не 51 и Fiat CR.32, не могли предположить, что немецкая техника может быть хуже итальянской, и поэтому более «сильный» «фиат», как правило, назывался «хейнкелем», а Не 51 именовался «фиатом». Спустя некоторое время ошибка была выявлена, и «фиат» (без указания индекса) стал самым распространенным в советских документах названием самолетов противника. Все тяжелые бомбардировщики националистов первоначально назывались «юнкерсом», а позже «хейнкелем» или Хе-111. Названия итальянских бомбардировщиков встречаются в документах нечасто. Легкие бомбардировщики, такие, как Не 45, Не 46, Не 70, Ромео-37, Бреге XIX, назывались разведчиками или легкими бомбардировщиками, либо «хейнкелями» и «фиатами». В целом же, как отмечалось выше, самым распространенным названием самолетов националистов был «фиат» (за ним следует «хейнкель», а позже — Me-109), и под этим названием мог подразумеваться практически любой самолет мятежников.
Очень часто в мемуарах и художественной литературе употребляются такие названия самолетов, как «чато», «моска» и т. д, В советских документах такие названия, за редкими исключениями, не использовались. Самолеты советского производства упоминались под своими обозначениями, правда без указания типов или модификаций. Иной раз в советских документах используются названия типа «скоростной моноплан» или «маневренный биплан», а также прозвища, которые более нигде не встречаются. Собственную систему обозначения советских самолетов использовали сторонники генерала Франко, в основе которой лежали названия компаний-производителей авиатехники. Исключение составило лишь название И-16, который, видимо, так досаждал националистам, что был быстро переименован из «боинга» в «рату» (крыса). Интересно, что в немногочисленных открытых советских публикациях вплоть до 1955 г. советские самолеты назывались в соответствии с системой обозначения франкистов — «кертисс», «боинг» и т. д., либо республиканцев — «чато», «моска».
Из-за нехватки авиатехники на первоначальном этапе войны, обе противоборствующие стороны применяли в боях некоторые типы гражданских самолетов. В этот период удары, в основном, наносили пассажирские Дугласы DC.2, Фоккеры F.VIIb3m и разные модификации Де Хевилендов «Драгонов». С насыщением ВВС обеих сторон военными самолетами, гражданские стали выводиться в тыл. У националистов это произошло быстрее, у республиканцев ситуация была хуже, особенно с бомбардировщиками — технические недостатки СБ и политика «невмешательства» западных стран, не дававшая нормальной возможности республиканцам приобретать желаемое вооружение, военную технику, оборудование, двигатели и прочее необходимое для борьбы снаряжение, вынуждало использовать в боях не предназначенные для этого самолеты. Так, в начале 1937 г., когда СБ большей частью простаивали в ремонте из-за изношенности двигателей, пришлось вновь переделывать в бомбардировщики Фоккеры F.VIIb3m, а на северном фронте в боевой строй были поставлены Коольховены FK-51 — небольшие двухместные бипланы с мотором в 400 л.с, скоростью до 230 км/час, оснащенные пулеметной турелью в задней кабине и приспособленные нести 100 кг бомб.
Председатель совета министров республиканского правительства Хуан Негрин в ночь с 9 на 10 февраля на французском пассажирском самолете вместе с несколькими соратниками вернулся в контролируемую республиканцами центральную часть Испании. Обстановка на четырех оставшихся фронтах (ЮФ, ЭФ, ЦФ, ЛФ) оставалась без изменений. Лишь в начале января 1939 г. было предпринято небольшое наступление республиканцев на Эстремадурском фронте, однако оно было быстро остановлено. Как стало известно позднее, уже в феврале 1939 г. многие высокопоставленные республиканские военные в центральной Испании и некоммунистические политические деятели готовили заговор с целью захвата власти и вели тайные переговоры с Франко о «почетном мире». Вел переговоры командующий республиканской армией Центра (удерживающей позиции ЦФ) полковник Сехисмундо Ка-садо. Справедливости ради надо сказать, что республиканские участники переговоров с Франко добивались приемлемых условий капитуляции: почетный мир, гарантии от репрессий, возможность для желающих покинуть пределы Испании и т. д. Республиканский президент Асанья продолжал оставаться во Франции и 28 февраля сложил с себя полномочия президента, а днем ранее Великобритания и Франция признали правительство Франко. Эти обстоятельства позволили многим республиканским военным руководителям и политическим деятелям считать правительство Негрина незаконным.