Если в области постройки планеров, самолетов России удалось более-менее приблизиться к мировому уровню, а по некоторым позициям и превзойти его, то совершенно иное положение сложилось с авиационными двигателями. Изготовление их — это сложный технологический процесс, требующий наличия высококачественных сплавов, точных регулировок и т. п. Появление двигателя внутреннего сгорания вызвало за рубежом бурное развитие автомобилестроения. Потребности новой отрасли промышленности в свою очередь обусловили совершенствование конструкции автомобильных двигателей и развертывание их серийного производства. Созданная для этого база и опыт автомобилестроения за рубежом послужили основой для разработки авиационных двигателей. В России автомобильная промышленность только еще начинала развиваться, специализированные станки, оборудование, инструменты и материалы отсутствовали. По этим причинам двигатели приходилось закупать за рубежом, что, естественно, нельзя считать нормальным, хотя меры, направленные на ликвидацию столь явной зависимости, предпринимались.
Начальный этап развития военной авиации в России не отличался особым динамизмом и успехами. Причин для этого было множество, и одна была вполне очевидна — для быстрой ликвидации отставания в авиационном отношении нужно было финансирование не добровольными аэроклубами, а на государственном уровне. 13 декабря 1909 г. на закрытом заседании членов Совета министров представитель Государственного совета и Государственной думы адмирал Б.Б. Голицын сделал доклад «Об общих директивах для правильной постановки дела воздухоплавания в России». Назвав воздухоплавание делом государственной важности, он внес предложение организовать межведомственную воздухоплавательную комиссию с привлечением научных и общественных организаций.
1 августа 1914 г. Германия объявила войну России. «С этого дня каждый из нас должен забыть все свои личные дела и сосредоточить все свои помыслы и волю к одной цели — защитить Родину от посягательства врагов и вступить в бой с ним без колебаний, думая только о нанесении врагу самых тяжелых ударов, какие только для нас возможны... Да исполнит каждый из нас величайший долг перед Родиной — жизнью своей защитить ее неприкосновенность, и да последуем примеру тех, которые двести лет назад с великим императором своими подвигами и кровью положили в этих водах начало нашему флоту. Адмирал фон Эссен». В начале войны деятельность балтийской морской авиации ограничивалась ведением разведки и обеспечением связью вдоль береговой черты. Но по мере накопления опыта авиация стала все чаще использоваться для нанесения ударов по плавсредствам и береговым объектам противника, для борьбы с его самолетами, для корректировки огня артиллерии, преимущественно корабельной.
Еще до начала первой мировой войны морские летчики России достигли несомненных успехов в пилотировании самолетов, установили ряд национальных и мировых рекордов, проложили путь в Арктику. Они не обладали какой-то исключительностью, а были молоды, пренебрегали опасностью и рисковали жизнью во имя дела, которому они себя посвятили. Многое из того, что сделано морскими летчиками, забыто, как преданы забвению и их имена — ведь большинство их после революции эмигрировали. По этой причине о них и не вспоминали, тема была запретной, а когда появилась возможность высказаться, то очевидцев тех событий уже не осталось, документы же содержат ограниченную информацию. Полностью восстановить утерянное невозможно, однако отдельные сведения о событиях тех далеких лет зарождения и развития морской авиации в России получили довольно широкую известность, и к ним, безусловно, следует отнести первую попытку использования самолетов в Арктике.