Творческая деятельность конструкторского коллектива в восьмидесятые годы развивалась в процессе почти одновременной разработки проектов двух существенно разномасштабных пассажирских самолетов. По обширной программе создавался трехсотместный лайнер для дальних магистральных линий (ДМС) протяженностью 9000 ... 11 000 км, в том числе для полетов (без промежуточных посадок) от Москвы до Хабаровска, а также до Монреаля, Гаваны, Токио и столиц других стран и континентов мира. Таким является широкофюзеляжный лайнер Ил-96-300 с четырьмя турбовентиляторными двигателями конструкции П. А. Соловьева, тягой по 16 000 кг каждый. В это же время разрабатывается узкофюзеляжный самолет Ил-114 с двумя турбовинтовентиляторными двигателями с новым типом винтов, изготавливаемых из композиционных материалов. Это самолет, предназначенный для местных воздушных линий протяженностью 1000 .... 1200 км, например, для полетов из Москвы в Ленинград, Минск, Ригу, Симферополь, Куйбышев и между другими городами, т. е. для линий с высокой плотностью пассажирского потока. Максимальная заданная дальность для этого самолета составляет 4800 км (с учетом уменьшенной коммерческой нагрузки и неполного числа пассажиров).