Методы координированного наведения нескольких истребителей (групп) могут быть использованы при решении задач обеспечения минимума времени перехвата или максимума его вероятности по запасу топлива при наведении на маневрирующую групповую или одиночную цель. При этом указанные задачи могут решаться как при отсутствии требования на одновременность вывода в атаку цели всех АКП (групп) (задача 1), так и при его наличии (задача 2). Это условие может не ставиться в случаях, когда обороняющаяся сторона имеет преимущество по соотношению сил, что позволяет ей назначить минимум два достаточно сильных наряда АКП на одну цель, но требовать при ее перехвате достижения экстремума одного из указанных выше критериев лишь одним из этих нарядов. В обратном случае первостепенное значение приобретает массированность, т. е. одновременность выполнения атаки всеми назначенными на групповую цель истребителями, поскольку последовательное выполнение атак при рациональном расходовании противником средств противодействия может привести к тому, что поражено будет больше истребителей, чем самолетов противника.
После окончания Великой Отечественной войны в условиях "холодной войны" важнейшей задачей государства явилось обеспечение защиты территории страны от средств воздушного нападения (СВН) возможного противника. Зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) еще не существовало, а возможности зенитной артиллерии были ограничены. Поэтому основное внимание при решении этой задачи уделялось истребительной авиации (ИА). В то время скорости и высоты полета самолетов благодаря их оснащению реактивными двигателями значительно выросли, что при ограниченных возможностях оружия истребителей тех лет весьма усложнило перехват таких целей и потребовало в первую очередь автоматизации процесса наведения истребителей-перехватчиков на воздушные цели. Однако испытания первых электромеханических приборов наведения показали, что для успешного решения задачи перехвата необходимо автоматизировать не только процесс наведения, но и процессы получения, сбора, обработки и передачи на управляющие КП радиолокационной информации о воздушной обстановке и информации о возможностях и действиях своих средств.
В 80-е годы на вооружение авиации ПВО поступают истребители 4-го поколения МиГ-31 и Су-27, способные решать боевые задачи в широком диапазоне боевого применения. Совершенствуется система управления истребительной авиацией. На вооружение поступают автоматизированные системы управления истребительными авиационными комплексами "Луч-2", "Рубеж", "Рубеж-М". Более совершенными становятся средства воздушной радиосвязи. Наряду с развитием наземных систем управления мощный импульс получает направление, связанное с развертыванием комплексов воздушного базирования на базе АК РЛДН А-50. Развитие систем управления, с одной стороны, и авиационной техники, с другой, позволило реализовать концепцию уничтожения самолетов стратегической авиации - носителей крылатых ракет при их действиях на северном стратегическом воздушном направлении до рубежей их пуска. На этапе принятия решения на ведение боя и в процессе боя ведущий оценивает воздушную обстановку, выбирает рациональный способ ведения боя, выбирает цели для атаки, производит целераспределение, уточняет способы взаимодействия, определяет способ ведения огня, координирует действия истребителей на основе принятого решения, информирует ведомых об угрозах, уточняет боевые порядки, выполняет атаку выбранной цели, реализует конкретные приемы боя.
Транспортные возможности самолета МиГ-31 были подтверждены проведенным в 1987 году перелетом по маршруту Мурманск - Северный полюс-Анадырь (Чукотка). Весь полет проходил в автоматическом режиме (за исключением дозаправки). Полет сыграл значительную роль в отработке и всего боевого комплекса, и навигации, и системы управления, и системы заправки в воздухе в сложнейших условиях Севера. МиГ-31 оказался первым истребителем, побывавшим над Северным полюсом. Хотя самолеты МиГ-31 не применялись в реальных боевых действиях против воздушных целей, само появление этих истребителей в частях ПВО привело к заметному изменению и воздушной обстановки, и тактики поведения иностранной авиации. Так, в начале 80-х годов значительно сократились полеты американских самолетов над нашими кораблями в северной части Атлантики и Баренцева моря после появления там МиГ-31. Атака воздушной цели выполняется при автоматизированном расчете траектории самонаведения по методу "кривая атаки", а также при задании штурманом-оператором высоты и ракурса подхода к цели. В процессе сближения с целью перехватчик выходит в условия применения оружия, индицируемые ему в виде максимальной и минимальной дальностей пуска ракет.